Документы



Методические рекомендации
по проведению аттестации педагогических работников

Процессы развития образования Луганской Народной Республики требуют от педагогических работников непрерывного профессионального роста, который достигается в результате самообразования и повышения квалификации.
Аттестация педагогического работника – это система мероприятий, направленная на изучение и оценку профессионального уровня, деловых и личных качеств педагога, результатов его профессиональной деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития обучающихся при реализации образовательных программ, научно-методического обеспечения. Во время аттестации определяется соответствие педагогического работника занимаемой должности, уровня его квалификации, профессиональных компетенций, результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период и других характеристик требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам при установлении квалификационных категорий, присвоении педагогических званий.
Нормативно-правовой основой аттестационных процедур являются:
1. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18 мая 2014 №1-I (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
2. Закон Луганской Народной Республики «Об образовании» от 30 сентября 2016 № 128-II (с изменениями).
3. Трудовой кодекс Луганской Народной Республики от 30.04.2015№ 23-II, статьи 218, 219.
4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 апреля 2017 № 259 «Об утверждении Перечня квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников, Порядка установления квалификационных категорий и присвоения педагогических званий педагогических работников и Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций Луганской Народной Республики, осуществляющих образовательную деятельность».
5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 13 июня 2018 № 590-од «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства образования и науки Луганской Народной Республики».
6. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06марта 2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
7.Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10 апреля 2017 № 193 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Луганской Народной Республики».

В соответствии со вступившим в действие 1 сентября 2017 года Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций Луганской Народной Республики, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 апреля 2017 № 259 (с внесенными изменениями) (далее – Порядок), аттестация педагогических работников подразделяется на два вида: обязательную – в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, и по желанию педагогического работника – в целях установления квалификационной категории, присвоения педагогического звания.
Задачами, решаемыми в ходе аттестации, являются стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; повышение эффективности и качества профессиональной деятельности; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований государственных образовательных стандартов к обеспечению реализации образовательной программы педагогическими кадрами; обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории, присвоенного педагогического звания и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Обязательным условием аттестации является прохождение не реже  одного раза в пять лет повышения квалификации на принципах свободного выбора форм обучения, образовательных организаций (учреждений), программ по профилю педагогической деятельности в объеме не менее 72 часов.
Указанный Порядок применяется к работникам, которые замещают должности педагогических работников, определенные действующим законодательством Луганской Народной Республики.
В соответствии с Порядком аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями I уровня, формируемыми организациями.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (второй, первой или высшей), педагогических званий, проработавших в организации два и более года. В случае совмещения педагогическим работником должностей, аттестация проводится по каждой из них.
Квалификационные категории устанавливаются, педагогические звания присваиваются сроком на пять лет и продлению не подлежат. Исключение составляют женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ими возраста трех лет. В этом случае срок действия квалификационной категории, педагогического звания продлевается не более чем на 2 года.

Алгоритм проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям
1.                Ознакомить педагогических работников с Порядком проведения аттестации, законодательными и нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы аттестации, с их правами и обязанностями, алгоритмом действий при проведении аттестации.
2.                До 20 сентября локальным нормативным актом утвердить персональный состав аттестационной комиссии в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной организации.  В состав аттестационной комиссии организации могут быть включены представители территориальных органов управления образованием, руководители школьных методических объединений, высококвалифицированные педагоги (имеющие квалификационные категории, педагогические звания, имеющие опыт методической работы, пользующиеся авторитетом у коллег).
В полномочия членов аттестационной комиссии могут входить следующие функции:
Председатель аттестационной комиссии руководит деятельностью аттестационной комиссии; проводит заседания аттестационной комиссии; распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии; определяет регламент работы аттестационной комиссии; подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии; осуществляет контроль за хранением и учетом документов по аттестации.
Заместитель председателя аттестационной комиссии выполняет обязанности председателя в его отсутствие. Организует изучение профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников.
Секретарь аттестационной комиссии организует заседания аттестационной комиссии и информирует членов аттестационной комиссии о дате и повестке заседания комиссии; осуществляет прием и регистрацию входящих и исходящих документов (представление работодателя, дополнительные сведения, представленные самими педагогическими работниками, характеризующие их профессиональную деятельность (в случае их наличия) за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу); ведет протоколы заседаний аттестационной комиссии.
Члены аттестационной комиссии участвуют в заседаниях аттестационной комиссии; обеспечивают объективность принятия решения в пределах компетенции; в случае необходимости дают рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, необходимости профессиональной переподготовки, повышения квалификации с указанием специализации и другие рекомендации; осуществляют контроль выполнения педагогическим работником рекомендаций, указанных в протоколе заседания аттестационной комиссии.
В случае если в организации, осуществляющей образовательную деятельность, численность педагогических работников без учета совместителей меньше 15 человек (пункт 2.6 раздела II Порядка), необходимо направить в вышестоящий орган управления образованием (для организаций, находящихся в ведении Министерства образования и науки Луганской Народной Республики – в Министерство) ходатайство об определении аттестационной комиссии, которая будет проводить аттестацию педагогических работников данной организации.
3.                Пересмотреть перспективный план аттестации и повышения квалификации педагогических работников, внести в него необходимые коррективы. Сформировать список работников, подлежащих аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям в текущем учебном году. С целью недопущения нарушения требований пункта 1.6 раздела I Порядка целесообразно запланировать прохождение курсов повышения квалификации педагогическими работниками в сроки, отличные от сроков прохождения аттестации.
4.                До 1 октября издать приказ об утверждении списка педагогов, подлежащих аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям, графика проведения аттестации.
5.                Довести приказ о проведении аттестации до сведения каждого аттестуемого под подпись (не позднее 3 рабочих дней после издания приказа).
6.                До 10 октября подать в аттестационную комиссию представление на каждого работника, подлежащего аттестации.
Представление работодателя включает в себя следующие сведения о педагогическом работнике:
фамилию, имя, отчество;
наименование должности;
стаж работы на занимаемой должности;
уровень образования и (или) квалификации по направлению подготовки, как это отражено в документе об образовании;
информацию о повышении квалификации, например: «Научно-теоретические и методические основы современного естественнонаучного образования», ГУ ДПО ЛНР «РЦРО», 22.02.2018, 108 часов;
результаты предыдущей аттестации (в случае ее проведения), например: «присвоена квалификационная категория «специалист второй категории», 20.03.2014» или «соответствует занимаемой должности, 20.03.2014»;
мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором и/или должностными обязанностями.
Для объективности оценки профессиональной деятельности аттестующихся педагогических работников работодателю (руководителю образовательной организации) при подготовке представления рекомендуется использовать результаты внутреннего контроля (аналитические справки о посещенных уроках (учебных занятиях), уровень обученности по предмету (отношение числа успевающих на «4» и «5» к общему числу обучающихся), результативность работы педагога с разными категориями обучающихся (одаренными, слабоуспевающими и т.д.), результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, результаты использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в процессе обучения по предмету, во внеклассной работе, в воспитательной работе, результаты работы педагога как члена методического объединения, результаты внеурочной деятельности по предмету (творческие и научные достижения обучающихся), выполнение педагогическим работником должностных обязанностей и др.
7.                     Организовать изучение деятельности аттестуемых педагогов.
8.                     Не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения аттестации ознакомить аттестуемых педагогов с представлением, сроком и местом проведения заседания аттестационной комиссии под подпись.
9.                     В установленные сроки провести заседание аттестационной комиссии. На заседании аттестационной комиссии возможно проведение собеседования с аттестуемым педагогическим работником по вопросам, связанным с выполнением возложенных на него должностных обязанностей. Педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность.
По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия I уровня принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
Тарифные разряды педагогическим работникам устанавливаются по итогам аттестации приказом руководителя образовательной организации (учреждения) (статья 165 Трудового кодекса Луганской Народной Республики, пункт 6.1 постановления Совета Министров Луганской Народной Республики от 9 марта 2016 года № 100 «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений Луганской Народной Республики»).
10.                Не позднее 2 рабочих дней издать приказ об итогах аттестации, ознакомить с ним аттестованных педагогических работников под подпись в течение трех рабочих дней.
11.                Подготовить выписки из приказа, вложить их в личные дела аттестованных педагогов.

Аттестационные комиссии организаций наделены дополнительной функцией: они дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, соответствующих требованиям, определенным нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики в сфере образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Рекомендации оформляются выпиской из протокола заседания аттестационной комиссии и подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии. В этом случае в соответствии с пунктом 2 приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 13 июня 2018 № 590-од «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства образования и науки Луганской Народной Республики» лица, имеющие высшее образование, принятые на должности педагогических работников, при условии прохождения повышения квалификации, аттестуются как такие, которые имеют соответствующее образование.

Алгоритм проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий, присвоения педагогических званий
1.                Педагогическим работникам, желающим пройти аттестацию в целях установления квалификационных категорий «специалист второй категории», «специалист первой категории», до 1 октября следует подать соответствующие заявления в аттестационную комиссию I уровня (педагогические работники организаций, осуществляющих обучение, организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также практические психологи, учителя-дефектологи (логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги) подают заявления о проведении аттестации в целях установления квалификационных категорий «специалист второй категории», «специалист первой категории» в аттестационную комиссию II (III) уровня).
Педагогическим работникам, желающим пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории «специалист высшей категории», присвоения педагогических званий, до 1 октября подать соответствующие заявления в аттестационную комиссию II (III) уровня лично или через работника организации, ответственного за проведение аттестации. Важно помнить, что педагогический работник имеет право отозвать свое заявление на любом этапе аттестации, о чем письменно уведомляет председателя аттестационной комиссии.
2.                До 10 октября на заседаниях аттестационных комиссий всех уровней утвердить списки педагогических работников, пожелавших аттестоваться в целях установления квалификационной категории, присвоения педагогического звания.
3.                Организовать с 1 ноября до 15 марта изучение профессиональной деятельности аттестуемых педагогов. Для осуществления независимой оценки профессиональной деятельности аттестационные комиссии могут создавать экспертные группы (состав экспертных групп утверждается локальным нормативным актом органа (организации), проводящего аттестацию).
4.                Оформить экспертное заключение.
5.                Ознакомить с экспертным заключением под подпись аттестуемого педагога и руководителя организации, в которой работает педагог.
6.                В установленные сроки провести заседание аттестационной комиссии. Педагогический работник, руководитель организации, в которой работает аттестуемый, по желанию могут представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие профессиональную деятельность аттестуемого педагога.
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) установить квалификационную категорию «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории» (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
б) отказать в установлении квалификационной категории «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории» (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории и мотивы отказа);
в) присвоить педагогическое звание «преподаватель-методист», «учитель-методист», «воспитатель-методист», «педагог-организатор-методист», «практический психолог-методист», «руководитель кружка-методист», «старший преподаватель», «старший учитель», «старший воспитатель», «мастер производственного обучения первой категории», «мастер производственного обучения второй категории»;
г) отказать в присвоении педагогического звания «преподаватель-методист», «учитель-методист», «воспитатель-методист», «педагог-организатор-методист», «практический психолог-методист», «руководитель кружка-методист», «старший преподаватель», «старший учитель», «старший воспитатель», «мастер производственного обучения первой категории», «мастер производственного обучения второй категории» (указать мотивы отказа).
При принятии решения члены аттестационной комиссии руководствуются требованиями к квалификации педагогических работников, предусмотренными Приложениями № 1 и № 2 к Порядку. При этом важно учитывать индивидуальные условия, в которых осуществляет профессиональную деятельность конкретный педагог, руководствоваться принципами аттестации, определенными пунктом 1.5. Порядка.
7.                Не позднее 3 рабочих дней издать приказ об итогах аттестации.
8.                Внести запись об установленной квалификационной категории, присвоенном педагогическом звании в трудовую книжку педагога с указанием реквизитов локального нормативного акта.


Комментариев нет:

Отправить комментарий